Крыша для Любэ

Игорь Игоревич Матвиенко, создавая в конце восьмидесятых группу "Класс", не мог и предположить, во что выльются его эксперименты в музыкально-продюсерской инженерии. По сути, этим проектом он зачал свой Продюсерский центр, под крышей которого сегодня и трудится группа "Любэ" (а также их меньшие братья и сестры, трио "Иванушки интернэйшнл" и квартет "Девочки"). В 1987 году в голове Матвиенко зародилась идея создания нового музыкального коллектива с легким национально-патриотическим уклоном и мужественным вокалом. Кандидатура на роль фронтмена подыскивалась долго и мучительно до тех пор, пока оканчательным вердиктом на эту должность не был назначен соратник Игоря Игоревичя по работе в ансамбле "Здравствуй, песня" Николай Расторгуев. Историческое знакомство будущих партнеров произошло, когда Расторгуев, за плечами которого был опыт работы в ВИА "Шестеро молодых", "Лейся, песня" и "Рондо", пришел на прослушивание в "Здравствуй, песня". "Тогда было модно, - говорит Матвиенко, - чтобы в группе было несколько солистов, да и штат позволял. После того, как из коллектива ушел Сергей Мазаев, мы стали искать ему замену. Среди прочих пришел молодой упитаный человек по имени Николай Расторгуев, который внешне ну никак не вписывался в формат рок-бэнда. Жанр требовал худых, изможденных музыкантов, а тут - такой крепыш... Однако, он выучил песни из репертуара "Здравствуй, песня" и пришел на второе прослушивание. Я почему-то был настроен против него. Увидев это, Николай, конечно, растроился и удивился: как это так, выучил песни, хорошо спел, а в коллектив не берут? Спел он действительно блестяще. В итоге, Коля меня убедил, что он просто необходим группе, и оказался прав. Кстати, песня "Дядя Вася" из репертуара "Здравствуй, песня" в испонении Расторгуева вошла в первую пластинку "Любэ". Николай доказал, что он артист высочайшего класса. В этом нет сомнений". В то время, когда эстрада была заполнена коллективами и исполнителями с приторно-сладкими голосами, "Любэ" подали "к столу", по выражению Матвиенко, эдакой селедочки с пряностями. По легкости и мелодичности вроде бы попса, а драйв и тексты как у хороших рок-н-рольщиков. Да и первый сценический имидж группы был черезмерно агрессивен. Сглянцевых постеров на вас сурово глядели накаченые парни в майках, из-под которых четко просматривался рельеф мускулатуры. Естественно, появление группы с названием "Любэ" не могло не остаться незамеченным. Пресса тут же приклеила группе ярлык выразителя мыслей "люберецкой" шпаны и чуть ле не идиолога этого хулиганского движения. Хотя, по сути, ни одна из песен коллектива не призывала к насилию и даже косвенно не воспевала ратные подвиги подмосковных героев. "Клетки, клетки, клетки - вы словно шоколадные конфетки...", "Атас! Веселей, рабочий класс..." - ни в этих строчках, ни в других внимательный слушатель не уловит даже тени идеологии люберов. Может быть, именно поэтому песни, созданные больше десяти лет назад, актуальны и сегодня. Кстати, тексты для дебютных произведений "Любэ" уже тогда писали поэт "с есениновской грустью в глазах" Александр Шаганов, положительно зарекомендовавший себя по работе с хард-грулппой "Черный кофе" (в частности, "Владимирская Русь", "Деревянные церкви Руси") и Дмитрием Маликовым ("До завтра"), и Михаил Андреев, писавший для матвиенковской группы "Класс" и ленинградской группы "Форум". Успех был настолько внезапным, что, когда посыпались предложения поехать на гастроли, участники "Любэ" оказались к этому не готовы. Для поездок по стране требовался специальный гастрольный состав. Поэтому в срочном порядке стали подбирать людей. Ими стали: Александр Николаев (бас-гитара), Вячеслав Терешонок (гитара), Ринат Бахтеев (ударные), Александр Давыдов (клавишные) и, конечно, вокалист Расторгуев. С конца 1989 года песни в исполнении "Любэ" прочно занимют лидирующие строчки хит-парадов. "Атас", "Не рубите мужики", "Рулетка", "Не валяй дурака, Америка" и другие шлягерыстановятся не просто хитами на один день, а песнями чуть ли не народными. Притягательность этих эстрадных произведений такова, что "Любэ" с легкостью принимают в своиобъятия и попсовая тусовка, и антагонистической рок-лагерь. В интервью "Аргументам и фактам" одиозный "панк-духоборец", лидер омской группы "Гражднская оборона" Егор Летов признался, что имеет все альбомы "Любэ" и считает эту группу одной из лучших. Свой пиетет к коллективу неоднократно выражал и рок-критик Артемий Троицкий, который всегда "мочил" попсу в своих язвительных заметках. Как-то он признался, что лучшим произведением 1996 года считает песню "Комбат". Правда, однажды многолетнее идеологическое противостояние между отечественным поп-легионом и отрядом рокеров чуть не привело к кровопролитию. На презентации последнего альбома группы "Кино" в 1990 году, выпущенного после смерти Виктора Цоя, за одним столом оказались начальник "ДДТ" Юрий Шевчук и фронтмен "Любэ" Николай Расторгуев. Последний произнес тост за погибшего Цоя, и горячий Шевчук, не расслышав полностью текста, кинулся на Колю, мол, "ты попсовик, какое право имеешь?". Тогда молниеносное столкновение удалось пресечь. А через несколько лет лидеры двух популярных коллективов встретились вновь и обнялись, как старые друзья. Спустя годы это перемирие переросло в приятельские отношения. К этому же периоду относится и появление легендарной гимнастерки, которую Расторгуев впервые надел на съемки "Рождественских встреч" Аллы Пугачевой. "Алла Борисовна, - вспоминает Расторгуев, - сама посоветовала мне надеть военную форму во время исполнения песни "Атас". Аргументы были такими: раз в песне упоминаются Жеглов и Шарапов, значит, ты должен выглядеть, в духе того времени. Сначала думали, что это - разовый случай, но гимнастерка, по словам окружающих, пришлась мне к лицу, и меня просто уговорили закрепить за группой этот образ". В 1992 году группа подтверждает свой звездный статус, выпустив блестящий второй альбом "Кто сказал, что мы плохо жили". Целая обойма песен вновь становится хитами: "Давай, наяривай", "Не валяй дурака, Америка", "Тулупчик заячий", "Помилуй, Гомподи, нас, грешных", "Трамвай пятерочка". На "Не валяй дурака, Америка" был снят ролик с элементами анимации, который получил в Каннах приз за "лучшую режиссуру". Это был настоящий прорыв российского клипмейкерства. Кстати, если вы внимательно вглядитесь в кадры этого ролика, то сможете разглядеть "рыжего иванушку" Андрея Григорьева-Аполлонова, которого ангажировали на роль одного из танцоров. С альбома "Зона Любэ", выпущенного в 1994 году в качестве саундтрека к одноименному фильму, начинается дружба Николая Расторгуева с кинематоргафом. Фильмография лидера "Любэ" на сегодняшний день состоит, помимо вышенозванного, еще из двух фильмов: "На бойком месте" и "Чек". И, кажется, это не предел. Песни "Дорога", "Младшая сестренка", "Конь", прозвучавшие в картине "Зона Любэ", также можно внести в золотой фонд группы. Работа над следующим альбомом, озаглавленным "Комбат", началась в 1995 году, аккурат к 50-летию Дня Победы. Планировался даже военизированный клип, для чего были сняты кадры учений Воздушно-десантной дивизии. Но не успели к сроку, хоть песня и появилась в эфире в разгар первой Чеченской военной компании в 1995 году, сам альбом был выпущен в 96-м. Самые известные песни из альбома: "Комбат", "Улочки московские", "Самоволочка", "Главное, что есть ты у меня"... В 1997 году вышел промежуточный сборник лучшего - "Сборник сочинений" и лирическое творение "Песни о людях". Одной из любимых песен Расторгуева, вошедших в этот альбом, является "Там, за туманами". Завершают дискографию "Любэ" live-альбом "Песни из концертной программы", записанный 24.02.98 г. в столичном киноконцертном зале "Пушкинский", и самый последний альбом "Полустаночки". "Что такое "полустаночек", - поясняет Расторгуев. - Небольшая станция на пути куда-то, где поезд иногда даже не останавливается, а просто притормаживает. Станций таких разбросано по стране очень много. Мы вкладываем в это понятие иной смысл, чем просто остановка. "Полустаночки" - это наши размышления о жизни. Мы как бы останавливаемся и задумываемся о чем-то. Например, о "Дворовых друзьях" - добрая, ностальгическая песня, как бы продолжение "Ребят с нашего двора". Есть песня "После войны" на стихи Миши Андреева. Она не напрямую о военной тематике, там нет слова "Комбат", но она тоже цепляет. Романс на стихи Виктора Пеленягрэ, фрагмент которого звучит в новом сериале "Убойная сила". Веселая, бесшабашная песня про ветер, которую мы пели в "Рождественских встречах" Пугачевой. Песня про Москву и ряд других... Особо хочу выделить песню "Солдат" - она получилась сильной и по актуальности, и по энергетике, и по духу. "Ты дай им там прикурить, товарищ старший сержант, я верю в душу твою, солдат". В ней есть очень простые и несколько корявые фразы, но они достаточно точные". Любая песня из нового альбома "Полустаночки" - потенциальный хит. Это по-прежнему привычное "Любэ". Но безо всяких реверансов моде. Состав "Любэ" выглядет таким образом: 1. Николай Расторгуев - вокал 2. Анатолий Кулешов - бэк-вокал 3. Виталий Локтев - клавишные 4. Александр Ерохин - ударные 5. Павел Усанов - бас-гитара 6. Николай Цветков - звукооператор 7. Сергей Перегуда - гитара Использованы материалы статьи В. Полупанова "Хроноогические "Любэ"-полустаночки" Официальный сайт Продюсерского Центра Игоря Матвиенко Пресс-атташе Екатерина Быкова "Вся Тверь" -Новая газета

Домой



Сайт создан в системе uCoz